Большой дворец Ливадийского комплекса, Республика Крым. По материалам исследований
«Комплекс сооружений дворца: Парковые сооружения, Большой дворец, Дворец Фредерикса, Церковь Воздвижения, Свитский корпус», 1910-1911 годы (ОКН ФЗ), по адресу: пгт. Ливадия, ул. Батурина, д. 44 А:
«Большой дворец», 1910-1911 годы (ул. Батурина, д. 44 А, литера "А").
Новый Большой дворец в Ливадии возведен на месте старого дворца, прослужившего полвека. Сооружение нового дворца было поручено ялтинскому архитектору Н.П. Краснову, который талантливо проектировал как южнобережные великокняжеские резиденции, уникальные дворцово-парковые ансамбли, так и городскую застройку. Профессионализм Н.П. Краснова предопределил назначение его проектантом и руководителем всех строительных работ в Ливадии в начале 1910-х гг. Новый Большой дворец возводился в стилистике Итальянского Ренессанса, в соответствии с пожеланием высочайших заказчиков, а также с учетом всех требований к образу загородной виллы и последних технических достижений того времени. Согласно смете, на строительство Нового дворца было затрачено 2,6 млн рублей серебром.
20 октября 1911 г. царская семья впервые прибыла в Новый Большой дворец. Величественное белокаменное здание, возвышающееся в окружении садов на фоне синего моря, поразило всех своим великолепием. При строительстве дворца использовался инкерманский камень светло-палевого оттенка, а при отделке некоторых элементов – каррарский мрамор. Во дворце находилось более сотни помещений, один большой внутренний двор (Итальянский дворик) и три малых световых двора. Каждый из четырех фасадов здания обладает индивидуальной архитектоникой, однако при отсутствии симметрии везде сохраняется их единый архитектурный стиль.
На первом этаже здания располагались парадные залы, оформленные в разных стилях с доминированием ренессанса. Самым выразительным из них являлась Парадная столовая (Белый зал), использовавшаяся в том числе и для танцев. Второй этаж дворца занимали жилые комнаты императорской семьи, оформленные в стиле модерн. А на третьем небольшом служебном этаже, были расположены помещения для прислуги, гардеробная Николая II и гладильная комната.
Новый дворец отличался и самым современным для своего времени техническим оснащением: полностью электрифицирован, снабжен электрическим лифтом, телефонной связью, автономной котельной для водяного отопления, а также водопроводом с холодной, горячей и морской водой. Территория под зданием была окружена подземной водосборной галереей, защищающей постройку от воздействия почвенных вод, приводящего к сырости и оползням. Сама конструкция здания Н.П. Красновым создавалась как можно более сейсмоустойчивой; впоследствии, дворец без каких-либо значительных повреждений перенес серию мощных Крымских землетрясений 1927 г. Также архитектором во дворце создавалась звукоизоляция и изоляция от нагрева чердаков во время летней жары. Наружные стены здания были обработаны специальным раствором для защиты от выветривания.
В полюбившемся царской семье Новом Большом дворце они остановились только четыре раза, продолжительность пребывания во дворце в общей сложности составила 343 дня.
После национализации дворец находился в ведении Крымвинтреста, а в конце 1924 г. был передан Наркомздраву для организации крестьянского курорта. С 1925 г. в здании размещался крестьянский санаторий. В 1922 -1927 гг. в нем работал «Музей быта последнего царя». В 1931-1941 гг. в Большом дворце функционировал «Санаторный комбинат им. Сталина Наркомздрава СССР противотуберкулезного профиля». В период немецкой оккупации, в июле 1942 г., немецкое командование устроило в ливадийском дворце торжество по случаю оставления советскими войсками Севастополя. А после освобождения Ялты и близлежащих территорий от оккупации в апреле 1944 г. в здании был размещен госпиталь для солдат и офицеров.
В сентябре 1944 г. во дворце началась подготовка к Ялтинской конференции руководителей СССР, Великобритании и США, прошедшей с 4 по 11 февраля 1945 г. Большой дворец стал официальным местом проведения заседаний Ялтинской конференции и резиденцией президента США Ф.Д. Рузвельта.
В первые послевоенные годы Ливадия была превращена в одну из государственных дач. И.В. Сталин в августе 1947 г. посетил эту госдачу проездом, а в конце лета 1948 г. отдыхал на ней на протяжении трех недель.
В 1953 г. Ливадия была передана в распоряжение ВЦСПС для возобновления санаторской деятельности. Торжественное открытие профсоюзной здравницы «Ливадия» состоялось 16 сентября 1953 г. В 1953-1974 гг. здание дворца являлось одним из корпусов санатория «Ливадия».
С 1974 г. в Большом дворце начал работать «Ливадийский выставочный комплекс» (ЛВК). В парадных залах первого этажа дворца была фрагментарно воссоздана обстановка периода работы Ялтинской конференции. В некоторых других залах были организованы художественные выставки.
Во второй половине XX в. дворец и парк Ливадии неоднократно становились декорациями для советских фильмов. Здесь снимались сцены «Собаки на сене», «Двенадцатой ночи», «Анны Карениной», «Овода», «Отелло», «Десяти негритят» и других известных кинокартин.
С мая 1992 г. санаторская деятельность во дворце была прекращена. Музейный комплекс во дворце получил название «Ливадийский историко-художественный выставочный комплекс» (ЛИХВК). 1 ноября 1993 г. он приобрел статус государственного музея. 16 июля 1994 г. в восьми залах второго этажа дворца была открыта музейная экспозиция «Романовы в Ливадии». Музейная деятельность в здании продолжается вплоть до настоящего времени, здесь размещается Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Ливадийский дворец-музей».