(выдержки из историко-культурных исследований)
Объект культурного наследия регионального значения «Памятник адмиралу М.П. Лазареву» был открыт 26 октября 1996 года в год 300‑летия создания российского флота. Он располагается в эдикуле здания на площади, носящей имя адмирала.
С 1832 года М.П. Лазарев исполнял обязанности начальника штаба Черноморского флота, а спустя два года был назначен главным командиром флота и портов, военным губернатором городов Севастополя и Николаева. Лазарев многое сделал для развития города.
До этого в городе уже был памятник адмиралу, он был отлит из бронзы в полный рост и установлен в 1866 году на Корабельной стороне. В советские годы, а именно в 1928 году был снесен. После передачи Лазаревских казарм Черноморскому филиалу МГУ на месте снесенного памятника в 2000‑е гг. был установлен памятный камень с надписью, напоминающей о некогда располагавшемся здесь монументе.
После распада Советского Союза неоднократно обсуждалась необходимость восстановить памятник на историческом месте, однако, в силу разных причин, этого так и не произошло.
Нынешний бронзовый бюст выдающемуся адмиралу и градоначальнику Севастополя является даром городу от республики Татарстан, о чем свидетельствует табличка на постаменте. Авторами памятника выступили скульпторы Г.А. и Э.В. Лысенко, архитектором – Н.Н. Гуров. При создании бюста авторы использовали портрет М.П. Лазарева, написанный К. Брюлловым.
Этап активного строительства города, кардинальные изменения в истории архитектуры Севастополя связаны с именем М.П. Лазарева, который в 1832 году был назначен начальником штаба Черноморского флота, а спустя два года и главным командиром флота и портов, военным губернатором городов Севастополя и Николаева. В первую очередь, он обратил внимание на нужды флота – началось активное строительство его производственной базы – нового адмиралтейства, доков и так называемых «лазаревских казарм». Все это шло на восточном берегу Южной бухты.
С 1832 года М.П. Лазарев исполнял обязанности начальника штаба Черноморского флота, а спустя два года был назначен главным командиром флота и портов, военным губернатором городов Севастополя и Николаева. Лазарев многое сделал для развития города.
До этого в городе уже был памятник адмиралу, он был отлит из бронзы в полный рост и установлен в 1866 году на Корабельной стороне. В советские годы, а именно в 1928 году был снесен. После передачи Лазаревских казарм Черноморскому филиалу МГУ на месте снесенного памятника в 2000‑е гг. был установлен памятный камень с надписью, напоминающей о некогда располагавшемся здесь монументе.
После распада Советского Союза неоднократно обсуждалась необходимость восстановить памятник на историческом месте, однако, в силу разных причин, этого так и не произошло.
Нынешний бронзовый бюст выдающемуся адмиралу и градоначальнику Севастополя является даром городу от республики Татарстан, о чем свидетельствует табличка на постаменте. Авторами памятника выступили скульпторы Г.А. и Э.В. Лысенко, архитектором – Н.Н. Гуров. При создании бюста авторы использовали портрет М.П. Лазарева, написанный К. Брюлловым.
Этап активного строительства города, кардинальные изменения в истории архитектуры Севастополя связаны с именем М.П. Лазарева, который в 1832 году был назначен начальником штаба Черноморского флота, а спустя два года и главным командиром флота и портов, военным губернатором городов Севастополя и Николаева. В первую очередь, он обратил внимание на нужды флота – началось активное строительство его производственной базы – нового адмиралтейства, доков и так называемых «лазаревских казарм». Все это шло на восточном берегу Южной бухты.

Благоустройство города стало второй основной целью деятельности Лазарева. Для этой цели в 1835 году была впервые произведена топографическая съемка города. Именно заслугой адмирала является утверждение сначала «плана проектируемых улучшений Севастополя» от 3 (15) мая 1839 года, а в следующем году первого генерального плана города. Проекты были выполнены в соответствии с принципами классицизма. В основу проекта центра города легли, во-первых, сохранение сложившейся структуры главных улиц города, то есть «городского кольца», во-вторых, проектирование трехлучевой системы, при которой три главные улицы города (Екатерининская, Большая Морская и дорога по направлению к Балаклаве) пересекались в точке, образующей сложившуюся к тому времени Театральную площадь (современная пл. Ушакова).
