Общая структура планировки территории г.Новосибирска
Общая структура планировки территории г.Новосибирска (ранее г.Ново-Николаевск). Выдержки из историко-культурных исследований
Сысолятин А.А.
Новосибирск (до 1926 года — Ново-Николаевск) крупнейший город азиатской части России.
Новосибирск основан в 1893 году, статус города получил 28 декабря 1903 (10 января 1904) года.
Город расположен на обоих берегах Оби рядом с Новосибирским водохранилищем, образованным на Оби, перегороженной плотиной Новосибирской ГЭС. Территория города составляет 502,7 км.
Возник 30 апреля 1893 года, как селение Новая Деревня (неофициальное название — Гусевка) в связи с постройкой железнодорожного моста через реку Обь при проведении Транссибирской магистрали. В 1894 году Новая Деревня переименована в посёлок Александровский, в честь императора Александра III, инициатора строительства Транссиба, а уже в 1895 году посёлок переименован в Новониколаевский в честь императора Николая II. В 1903 году преобразован в безуездный город Новониколаевск.
Согласно плану города Ново-Николаевска составленный 1906 года город делился на три основные части: Центральную (ныне Центральный район), Вокзальную (ныне Железнодорожный район) и Закаменскую (ныне Октябрьский район). Границы частей были определены с учетом расположения линии железнодорожных путей и особенностей рельефа местности, таких как Михайловский лог (засыпан) и пойма реки Каменка (засыпана).
Трассировка улиц в Закаменской части строилась параллельно реке Оби; в Привокзальной части – параллельно линии железной дороги, а центральная часть вытянулась от первого моста через реку Обь перпендикулярно продолжению линии Сибирской железной дороги на севере.
Этап формирования «сетки» жилых кварталов и первоначальной трассировки улиц
В основе первого плана города Ново-Николаевск была заложена регулярная планировочная структура под «усадебную оседлость». Базовой мерой в кварталах был усадебный участок площадью в 250 кв. саж., у которого в зависимости от места квартала в застройке изменялось пропорциональное соотношение длин сторон. Стандартный размер для Закаменской части – 100х50 саж., 100х30 саж. Все усадьбы по своей квадратуре подразделялись на три категории: 1-я 10х25 саженей (250 кв. саженей), 2-я. 15х17 саженей (255 кв. саженей), 3-я. 20х17 саженей (255 кв. саженей) –последнее характерно для угловых участков.
История создания генеральных планов и соответствие существующего положения
Стремительное развитие города требовало урегулирование процессов градостроительства, для чего в разные периоды проектировались схемы генерального планирования. История разработки генеральных планов города и их реализации свидетельствует о значительном расхождении между градостроительными моделями и практикой реальной застройки города. Ниже описаны основные идеи. Все проекты предполагали переход от регулярной планировки городского пространства к радиально-лучевой планировочной структуре.
Первый советский проект планировки города1920-е годы под руководством инженера Загривко И. И. (не реализованный план)
Основные идеи плана:
· В основу перепланировки положить радиально-полукольцовая система с устройством главного и второстепенных центров;
· Образовать площади озелененных территорий внутри города за счет свободных участков;
· Организовать выходы к реке и ближайшие пригородные леса;
· Развитие левобережной территории
Утвержденный план «Большого Новосибирска» 1929 года. Принципиальные схемы планировки города под руководством Коршунова Б. А. (не реализованный план)
Основные идеи плана:
· Определение трех центров:
первый для размещения городских и окружных учреждений (территории Центральной части),
второй для краевых административных, банковских и культурно-просветительских учреждений (территории Закаменской части);
третий для формирования административного центра рабочего городка (левобережная территория);
· Построение планировочной структуры транспортной каркаса по принципу радиально-полукольцовой схемы.
Проект «Соцгорода» 1930 года (ГИПРОГОР).
Проект «Соцгорода» предполагал размещение 150 тыс. человек с четким зонированием. Промышленная зона отделялась от жилой зоны санитарным разрывом шириной 600 м. Все улицы предлагались меридиональной ориентации и имели выходы в промышленную зону.
Территория «соцгорода» делилась двумя пересекающимися диагональными магистралями, по которым должна была осуществляться связь с правобережной частью города. Между магистралями образовывались три районных центра с клубами, зданиями связи, универмагами, административными учреждениями. Главная площадь для проведения демонстраций проектировалась на пересечении диагональных магистралей. В зеленых зонах вокруг поселка предлагалось разместить оздоровительные и спортивные сооружения. Общая площадь зеленых насаждений города должна была составить до 30 % всей территории левобережья. Предлагалось уйти от традиционных улиц и располагать «жилые комбинаты» с первичным обслуживанием на 500 - 1000 жителей свободно среди озелененных пространств. Торжественная закладка нового города состоялась 31 мая 1930 года, однако, проект не был реализован.
Фактическое положение 1930-х гг.: начинает формироваться рассредоточенная двухбережная планировочная структура. Планировка правобережной части города Новосибирска приобретает дробный характер.
Предварительная схема планировки города Новосибирска 1933 года. Предварительная схема планировки города – под руководство архитектора Бабенкова Д. Е. и инженера Розенберга Л. Е. (ГИПРОГОР).
· Увязка дробных частей транспортной инфраструктурой;
· Множество пересечений городских улиц через линии железнодорожных путей;
· Создание общественного узла Октябрьского района с площадью и зелеными эспланадами
· Вынос предприятий из прибрежной зоны, использование береговой зоны под парки и спортивные сооружения;
· Создание городов-спутников;
· Общая численность 800-850 тыс. человек.
Фактическое положение: Город сформировался как крупнейший железнодорожный узел распределительного и сортировочного использования для обслуживания Кузнецкого бассейна и как центр организации хозяйственных связей между Западной Сибирью и Средней Азией. Отсутствие утвержденного генерального плана и практики его реализации отрицательно сказалось на реальной застройке города того времени. Капитальные здания составляли не более одного процента от всего жилищного фонда. Остальной объем составляли деревянные избы и лачуги из случайных материалов.
Генеральный план города Новосибирска. 1935-1936 годов. Предварительная схема планировки города – под руководством Розенберга Л. Е. (ГИПРОГОР). (реализован частично)
· Соединение уже сложившейся и самостоятельно функционирующих частей города;
· Деление территории на семь районов: Центральный, Ельцовский, «Сибмашстроя», Октябрьский, Кировский, Эйхе и Мочище;
· Возведение 5 – 7-этажных домов при средней плотности селитебной территории 175 чел./га;
· Авторы постарались учесть предложения ранее выполненных проектов. В окончательном варианте трассировки магистралей левобережья, главная композиционная ось, как и в схеме Коршунова Б. А. направлена перпендикулярно реки Оби и решалась как главный поперечный диаметр с мостовым переходом. В генеральном плане сохранялось положение трех главных общественных узлов с устройством площадей в Центральном, Октябрьском и Кировском районах и главных композиционных осей: Красного проспекта, Октябрьской магистрали и вокзальной диагональной магистрали.
Фактическое положение в годы войны 1941-1945 гг.: размещение эвакуированных предприятия из европейской части страны и десятки тысяч рабочих и членов их семей. Применение деревянных и облегченных конструкций. Усугубилось растленность и хаотичность в планировочной структуре города.
1-ая корректировка генерального плана (1941 г.) – профессором Витман В.А.
· Снижение этажности застройки при увеличении численности населения до 950 тыс. человек;
· Расширение города на правобережной территории в северном, восточном и юго-восточном направлениях;
· возведение Южного жилого комплекса в левобережной части;
· Построение структуры радиально-полукольцовой планировочная.
2-ая корректировка генерального плана (1942 -1944 гг.) – под руководством Синявера А. М. (ГИПРОГОР)
· Увеличение доли малоэтажной жилой застройки
3-я коррекктировкагенерального плана (1952 г.) – под руководством Соколова-Добрева И. И. (Новосибирский Горпроект)
· Размещение многоэтажных домов в центральной части,
· Принцип построения компактного города, выстроенного как единый ансамбль.
Фактическое положение в послевоенный период: застройка города Новосибирска проходила без учета генерального плана. Части города, входившие в границы города Новосибирска, были удалены от основного селитебного района города. Разбросанность и разобщенность районов города приводила к длительной незавершенности их застройки, низкому уровню инженерного благоустройства. Промышленные площадки Заельцовского, Дзержинского, Октябрьского районов оказались теперь в непосредственной близости от жилой застройки. В этих районах 51 % промышленных предприятий, в том числе I и II класса вредности, разместились в окружении жилья.
«АКАДЕМГОРОДОК»
Период освоения территории Инско-Бердского междуречья (Академгородок). Без согласования с генеральным планом возник крупный градостроительный объект – Академгородок. Это был удачный пример функциональной организации жилой застройки и формирования удобной среды проживания, однако в градостроительном аспекте объект (Академгородок) привнес еще большую разобщенность в планировочную структуру города.
Утверждённый генеральный план города Новосибирска. 1960 - 1968 годы под руководством Михалева Л. Н. (институт Новосибгражданпроект).
· стабилизировать численность города до 1300 тыс. человек;
· вывести из города предприятия высокой санитарной вредности и ликвидировать мелкие коммунальные предприятия и склады на берегах реки Оби, в центральной части города в города-спутники: Искитим, Бердск и др.
Фактическое положение:
К этому времени участок на пересечении улиц Кирова и Восход, который в предыдущих генеральных планах рассматривался как зона краевого центра, был частично застроен жилыми домами, зданиями завода радиодеталей, научно-технической библиотекой. В сложившемся историческом центре велась пробивка Вокзальной магистрали, строился новый микрорайон на месте кварталов деревянной застройки по улице Челюскинцев.
Город Новосибирск продолжал бурно расти за счет жилых районов индустриального домостроения и открытия новых промышленных предприятий. За десять лет (с 1955 по 1965 год) население города возросло в 1,5 раза.
Нарастающая децентрализация города уже не могла быть преодолена градостроительными средствами. На правом и левом берегах размещалось двенадцать планировочных районов, два из которых: Левые Чемы и Академгородок являлись уже самостоятельными образованиями со своими местными центрами.
Территориально развитие общегородского центра по-прежнему планировалось в сторону Октябрьского района на участке между улицей Восход, долиной реки Каменки, улицей Кирова и набережной реки Оби. Здесь должны были размеситься крупные объекты торговли и общественного обслуживания, а также деловые учреждения. Однако, в течение последующих двух десятилетий эти комплексы так и не были построены, а из крупных административных зданий был построен только комплекс зданий Обкома КПСС.
В сферу влияния города Новосибирска попадают города Бердск, Искитим, Обь, рабочий поселок Краснообск. Жилищное строительство продолжается, в основном, на свободных площадках на периферии города. В пригородной зоне возникают садово-огородные поселки временного проживания.
Генеральный план города Новосибирска. 1976 - 1985 годов (институт Новосибгражданпроект и ГИПРОГОР).
· стабилизировать численность города до 1300 тыс. человек;
· развитие энергетики, прокладку новых теплотрасс, получение природного газа от строящегося газопровода Нижневартовск – Кузбасс
· Переселение из овражных и затопляемых территорий несколько тысяч семей;
· Завершение строительства моста через реку Обь с двумя путепроводами;
· Сохранения всей историко-культурной среды Центрального района города
Существующее положение:
В составе существующей планировочной структуры города Новосибирска выделяются правобережная и левобережная части, несколько отдельных градостроительных образований со складывающейся специализацией и составляющие их элементы (районы и зоны).
.
Статья ранее не опубликована, подготовлена по материалам научно-проектной документации. Изображения взяты из следующих источников: Государственный архив Новосибирской области, Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации: https://goskatalog.ru/, ЭтоМесто: Старые карты городов России онлайн: http://www.etomesto.ru, EtoRetro.ru — фотографии старых городов: https://etoretro.ru, Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест: http://yandex.ru.