Словосочетание «Бородинское поле» у читателей, вероятнее всего, вызывает ассоциацию с Отечественной войной 1812 года и знаменитым Бородинским сражением, однако в нашей истории было и еще одно событие, с которым связана территория достопримечательного места – бои в период Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. на Бородинском поле 1941 года. Далее пойдет речь о подготовке обороны на этом участке.
16 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о строительстве от Клина до Малоярославца Можайской линии обороны протяженностью около 220 км. Основу этой линии составляла Можайская укрепленная полоса, имевшая 65-68 км по фронту и получившая обозначение 36-й Можайского укрепрайона (УР), который включал и территорию Бородинского поля.
Проектирование 36-го УРа началось в середине августа 1941 года. Было намечено строительство нескольких батальонных районов обороны, часть которых располагалась на территории Бородинского поля от деревни Ковалево до села Ельня, а также на танкоопасных направлениях, около деревень Артемки и Татарново. Эти районы обороны должны были прикрывать такие важные коммуникации ближайшего направления на Москву, как Можайское шоссе, шоссе Москва – Минск, железная дорога.
Строительство районов обороны на территории Бородинского поля было начато в августе и велось силами 33-й армии, сформированной из дивизий Московского народного ополчения, метростроевцами, рабочими завода «Серп и молот», а также мобилизованными жителями Москвы и Подмосковья. К концу сентября было возведено 53 железобетонных дота, вырыто около 13 км противотанковых рвов, установлены металлические «ежи», семь минных полей, протянута колючая проволока, расчищены сектора обстрела. Естественные препятствия стали оборонительными рубежами и огневыми позициями.
Один из батальонных районов обороны под номером 14 располагался возле Ельни, на 125 км Минского шоссе. Описывается он следующим образом: «местность перед передним краем на правом фланге до церкви – лесистая, требует расчистки. Далее до левого фланга идет открытая местность глубиной 700-800 метров. Танкоопасное направление: 1. Бурково – Рогачево. 2. Клемятино – Верхняя Ельня. 3. Шоссе Москва – Минск. Естественных ПТ [противотанковых] препятствий нет. Местность батрайона господствует над впереди лежащей местностью, слегка лесистой. На переднем крае протекает р. Еленка, берега которой при эскарпировании будут служить ПТП [противотанковым препятствием]. Правый фланг имеет завалы и оплетку проволокой деревьев. Между ротами 1-го и 2 го эшелонов имеется ров и эскарп. На левом фланге открытое место обеспечивается соседом. Мост на трассе подготовить к взрыву. Шоссе до моста и после моста забаррикадировать металлическими ежами»[1].
Инженерные и огневые средства батрайона №14 включали в себя (помимо упомянутых рвов, эскарпа и завалов) также артиллерийские и пулеметные ДОТы и предполагаемые места для размещения огневых средств.
Несмотря на быстрые темпы строительства, к началу боев в октябре 1941 года на Бородинском поле укрепления были готовы лишь наполовину, однако они все же сыграли свою положительную роль в ходе боев на Бородинском поле в октябре 1941 года, когда ценой больших потерь, благодаря мужеству, героизму советских воинов удалось на несколько дней задержать продвижение фашистских войск, рвавшихся к Москве, измотать и истощить их силы. Это время позволило развернуть резервы, подходившие к Москве и, в конечном итоге, остановить противника. В январе 1942 года территория Бородинского поля была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.Знаменитое Бородинское сражение Отечественной войны 1812 года, состоявшееся 26 августа (по ст. стилю) имело пролог. Шевардинский бой 24 августа стал первым, произошедшим на территории достопримечательного места.
16 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о строительстве от Клина до Малоярославца Можайской линии обороны протяженностью около 220 км. Основу этой линии составляла Можайская укрепленная полоса, имевшая 65-68 км по фронту и получившая обозначение 36-й Можайского укрепрайона (УР), который включал и территорию Бородинского поля.
Проектирование 36-го УРа началось в середине августа 1941 года. Было намечено строительство нескольких батальонных районов обороны, часть которых располагалась на территории Бородинского поля от деревни Ковалево до села Ельня, а также на танкоопасных направлениях, около деревень Артемки и Татарново. Эти районы обороны должны были прикрывать такие важные коммуникации ближайшего направления на Москву, как Можайское шоссе, шоссе Москва – Минск, железная дорога.
Строительство районов обороны на территории Бородинского поля было начато в августе и велось силами 33-й армии, сформированной из дивизий Московского народного ополчения, метростроевцами, рабочими завода «Серп и молот», а также мобилизованными жителями Москвы и Подмосковья. К концу сентября было возведено 53 железобетонных дота, вырыто около 13 км противотанковых рвов, установлены металлические «ежи», семь минных полей, протянута колючая проволока, расчищены сектора обстрела. Естественные препятствия стали оборонительными рубежами и огневыми позициями.
Один из батальонных районов обороны под номером 14 располагался возле Ельни, на 125 км Минского шоссе. Описывается он следующим образом: «местность перед передним краем на правом фланге до церкви – лесистая, требует расчистки. Далее до левого фланга идет открытая местность глубиной 700-800 метров. Танкоопасное направление: 1. Бурково – Рогачево. 2. Клемятино – Верхняя Ельня. 3. Шоссе Москва – Минск. Естественных ПТ [противотанковых] препятствий нет. Местность батрайона господствует над впереди лежащей местностью, слегка лесистой. На переднем крае протекает р. Еленка, берега которой при эскарпировании будут служить ПТП [противотанковым препятствием]. Правый фланг имеет завалы и оплетку проволокой деревьев. Между ротами 1-го и 2 го эшелонов имеется ров и эскарп. На левом фланге открытое место обеспечивается соседом. Мост на трассе подготовить к взрыву. Шоссе до моста и после моста забаррикадировать металлическими ежами»[1].
Инженерные и огневые средства батрайона №14 включали в себя (помимо упомянутых рвов, эскарпа и завалов) также артиллерийские и пулеметные ДОТы и предполагаемые места для размещения огневых средств.
Несмотря на быстрые темпы строительства, к началу боев в октябре 1941 года на Бородинском поле укрепления были готовы лишь наполовину, однако они все же сыграли свою положительную роль в ходе боев на Бородинском поле в октябре 1941 года, когда ценой больших потерь, благодаря мужеству, героизму советских воинов удалось на несколько дней задержать продвижение фашистских войск, рвавшихся к Москве, измотать и истощить их силы. Это время позволило развернуть резервы, подходившие к Москве и, в конечном итоге, остановить противника. В январе 1942 года территория Бородинского поля была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.Знаменитое Бородинское сражение Отечественной войны 1812 года, состоявшееся 26 августа (по ст. стилю) имело пролог. Шевардинский бой 24 августа стал первым, произошедшим на территории достопримечательного места.




