(выдержки из историко-культурных исследований) Часть 6.
Однако общее состояние оборонительных сооружений Владивостокской крепости в первые годы после окончания русско-японской войны 1904-1905 гг. было далеко от удовлетворительного. Негативно сказались и события, связанные с Первой русской революцией 1905-1907 гг., отразившиеся во Владивостоке в выступлениях матросов, солдат и примкнувших к ним гражданских лиц.
Важнейшую роль в приведении крепости в обороноспособное состояние в послевоенные годы сыграл один из героев обороны Порт-Артура, генерал-майор В.А. Ирман (во время Первой мировой войны он получил чин генерала от артиллерии), являвшийся комендантом Владивостокской крепости в 1906-1912 гг.
К началу 1906 г. Владивостокская крепость имела около 30-ти береговых батарей, многие из которых были исполнены как временные и уже начинали приходить в негодность, а их орудия были установлены на деревянных основаниях. Среди артиллерийских систем, имевшихся на укреплениях, преобладали устаревшие. Весьма существенно было и то, что к тому моменту совершенно устарел крепостной обвод проекта 1899 г. Данный обвод, помимо прочего, так и не был полностью сомкнут. Основными опорными пунктами на главной линии обороны Владивостокской крепости являлись только два форта («Северный» и «Северо-Восточный»), что начали возводиться еще по проекту К.С. Чернокнижникова, а за 1904-1905 гг. были приспособлены к обороне.
В 1906 г. обсуждением вопроса усиления оборонительных сооружений крепости занялась комиссия под председательством начальника Владивостокской крепостной артиллерии генерал-лейтенанта В.Ф. Белого. Одновременно с первой, в городе стала работать и другая комиссия, назначенная распоряжением Командующего войсками Дальнего Востока генерала от инфантерии Н.И. Гродекова. Комиссия, назначенная Н.И. Гродековым, помимо разработки вопроса об усилении Владивостока занималась приведением в боевую готовность всего Приамурского военного округа. Период 1905-1909 гг. был в целом отмечен дискуссиями об уместности существования крепости во Владивостоке.
В итоге специальной комиссией под председательством военного инженера генерал-лейтенанта А.П. Вернардера был разработан план размещения сооружений нового обвода Владивостокской крепости. Данный план был рассмотрен на заседании Совета Государственной обороны, где заседавшими лицами был выдвинут ряд мнений о дальнейшей судьбе крепости. Ознакомившись с представленными мнениями, император Николай II 16 апреля 1907 г. начертал следующую резолюцию: «…Упразднять Владивостокскую крепость не признаю возможным и не вижу в этом надобности ввиду современного политического положения на Дальнем Востоке. Крепость должна быть постепенно приведена в такое состояние, чтобы она соответствовала тому назначению, которое она будет иметь со временем, по окончанию постройки Амурской железной дороги».
В этот же период высочайшим повелением Владивостокская крепость была перечислена в 1-й класс и ее штабу присвоили соответствующий штат, а на усиление крепости на первое время был выделен чрезвычайный кредит в размере 9,5 млн рублей. За 1906-1909 гг. на выделенные средства были достроены две долговременные 10-дюймовые батареи (55-й высоты и Басаргин) и батарея Соболь, а также построена временная батарея на бетонных основаниях на четыре 6-дюймовые пушки Канэ у мыса Фирсова. С 1909 г. временные батареи на бетонных основаниях стали возводить также на побережье Уссурийского залива от бухты Горностай до бухты Тихой и на острове Русском.
В инженерном отношении во второй половине 1900-х гг. Владивостокская крепость была разделена на восемь участков. Северо-западная часть острова Русский, от бухты Новик до бухты Воевода, вошла в состав VII-го участка (возглавил участок военный инженер капитан В.А. Свиньин). А южная часть острова, от бухты Воевода до кута бухты Новик, оказалась в составе VIII-го участка (возглавлял участок сперва военный инженер капитан В.Ф. Баумгартен, а с октября 1906 г. – военный инженер капитан Н.Н. Воронов).
В 1908 г. Владивостокскую крепость посетил генерал-инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович. Инспектор проверил боеготовность береговых батарей как Амурского, так и Уссурийского фронтов, а также побывал на форте № 3 (бывшем недостроенном форте «Северо-Восточный»). После инспекции великого князя строительство береговых батарей резко расширилось. Работы по строительству и вооружению батарей на острове Русском производились силами нижних чинов 3-го Владивостокского крепостного артиллерийского полка под руководством его командира полковника Р.Ф. Зейца. В память о посещении Владивостокской крепости великим князем временную батарею № 17, сооруженную на острове в 1909 г., назвали «Великокняжеской».
Важнейшую роль в приведении крепости в обороноспособное состояние в послевоенные годы сыграл один из героев обороны Порт-Артура, генерал-майор В.А. Ирман (во время Первой мировой войны он получил чин генерала от артиллерии), являвшийся комендантом Владивостокской крепости в 1906-1912 гг.
К началу 1906 г. Владивостокская крепость имела около 30-ти береговых батарей, многие из которых были исполнены как временные и уже начинали приходить в негодность, а их орудия были установлены на деревянных основаниях. Среди артиллерийских систем, имевшихся на укреплениях, преобладали устаревшие. Весьма существенно было и то, что к тому моменту совершенно устарел крепостной обвод проекта 1899 г. Данный обвод, помимо прочего, так и не был полностью сомкнут. Основными опорными пунктами на главной линии обороны Владивостокской крепости являлись только два форта («Северный» и «Северо-Восточный»), что начали возводиться еще по проекту К.С. Чернокнижникова, а за 1904-1905 гг. были приспособлены к обороне.
В 1906 г. обсуждением вопроса усиления оборонительных сооружений крепости занялась комиссия под председательством начальника Владивостокской крепостной артиллерии генерал-лейтенанта В.Ф. Белого. Одновременно с первой, в городе стала работать и другая комиссия, назначенная распоряжением Командующего войсками Дальнего Востока генерала от инфантерии Н.И. Гродекова. Комиссия, назначенная Н.И. Гродековым, помимо разработки вопроса об усилении Владивостока занималась приведением в боевую готовность всего Приамурского военного округа. Период 1905-1909 гг. был в целом отмечен дискуссиями об уместности существования крепости во Владивостоке.
В итоге специальной комиссией под председательством военного инженера генерал-лейтенанта А.П. Вернардера был разработан план размещения сооружений нового обвода Владивостокской крепости. Данный план был рассмотрен на заседании Совета Государственной обороны, где заседавшими лицами был выдвинут ряд мнений о дальнейшей судьбе крепости. Ознакомившись с представленными мнениями, император Николай II 16 апреля 1907 г. начертал следующую резолюцию: «…Упразднять Владивостокскую крепость не признаю возможным и не вижу в этом надобности ввиду современного политического положения на Дальнем Востоке. Крепость должна быть постепенно приведена в такое состояние, чтобы она соответствовала тому назначению, которое она будет иметь со временем, по окончанию постройки Амурской железной дороги».
В этот же период высочайшим повелением Владивостокская крепость была перечислена в 1-й класс и ее штабу присвоили соответствующий штат, а на усиление крепости на первое время был выделен чрезвычайный кредит в размере 9,5 млн рублей. За 1906-1909 гг. на выделенные средства были достроены две долговременные 10-дюймовые батареи (55-й высоты и Басаргин) и батарея Соболь, а также построена временная батарея на бетонных основаниях на четыре 6-дюймовые пушки Канэ у мыса Фирсова. С 1909 г. временные батареи на бетонных основаниях стали возводить также на побережье Уссурийского залива от бухты Горностай до бухты Тихой и на острове Русском.
В инженерном отношении во второй половине 1900-х гг. Владивостокская крепость была разделена на восемь участков. Северо-западная часть острова Русский, от бухты Новик до бухты Воевода, вошла в состав VII-го участка (возглавил участок военный инженер капитан В.А. Свиньин). А южная часть острова, от бухты Воевода до кута бухты Новик, оказалась в составе VIII-го участка (возглавлял участок сперва военный инженер капитан В.Ф. Баумгартен, а с октября 1906 г. – военный инженер капитан Н.Н. Воронов).
В 1908 г. Владивостокскую крепость посетил генерал-инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович. Инспектор проверил боеготовность береговых батарей как Амурского, так и Уссурийского фронтов, а также побывал на форте № 3 (бывшем недостроенном форте «Северо-Восточный»). После инспекции великого князя строительство береговых батарей резко расширилось. Работы по строительству и вооружению батарей на острове Русском производились силами нижних чинов 3-го Владивостокского крепостного артиллерийского полка под руководством его командира полковника Р.Ф. Зейца. В память о посещении Владивостокской крепости великим князем временную батарею № 17, сооруженную на острове в 1909 г., назвали «Великокняжеской».

В 1908-1909 гг. строительные работы в крепости несколько замедлились. Командующий войсками Приамурского военного округа и генерал-губернатор Приамурского края П.Ф. Унтербергер, обеспокоенный медленным ходом работ, направил несколько депеш на высочайшее имя о весьма уязвимом положении Владивостокской крепости и об общей нераспорядительности инженерного ведомства. Для уточнения сведений П.Ф. Унтербергера, в крепость весной 1909 г. был направлен министр финансов В.Н. Коковцов.
По результатам поездки во Владивосток В.Н. Коковцов представил императору подробный отчет, включавший также и положения об обороне региона. В конечном счете, 28 июня 1909 г. получил высочайшее одобрение общий проект переустройства Владивостокской крепости – так называемый, масштабный «Проект 1910 года».
По результатам поездки во Владивосток В.Н. Коковцов представил императору подробный отчет, включавший также и положения об обороне региона. В конечном счете, 28 июня 1909 г. получил высочайшее одобрение общий проект переустройства Владивостокской крепости – так называемый, масштабный «Проект 1910 года».