Центральная часть Тюмени включает в себя историческую часть города с большим количеством исторических памятников и значимых объектов, большое количество учебных заведений, культовых сооружений различных конфессий. В центральной части, особенно в районах ул. Ленина, Республики и Первомайской проходят главные туристические маршруты, дороги из/в аэропорт Рощино, ж/д вокзал.
Единственным подходом к профессиональному упорядочению полихромии исторических районов может стать осмысление ее как художественной целостности, органично сочетающей в себе напластования различных эпох благодаря локальным закономерностям своего развития [1]. Выявление этих закономерностей, создание на их основе цветовой системы, гибкой и открытой к дальнейшим изменениям, составляет содержание научно-исследовательского и проектного поиска в области колористики старых районов города.
Исследование существующего состояния колористической среды центральной части Тюмени (в границах улиц Ямская, 50-лет ВЛКСМ, Холодильная и Набережная р. Тура) показала исключительную скудность цветовой палитры архитектурного массива города, преимущественно ахроматической, которая отчасти компенсируется цветом объектов уличного дизайна, рекламы, вывесками торговых и других учреждений. Около одной трети визуального поля города занимают серые асфальтовые дорожные покрытия и тротуары — наиболее стабильная неизменяемая часть колористики города. К этому следует добавить, что небольшое количество ярко выраженных памятников архитектуры, а также высокой растительности, которые могли бы внести оригинальную цветовую ноту в сложившуюся городскую среду, не создают своеобразной цветовой опоры для формирования современного гармоничного цветового окружения (прилагаются материалы цветового обследования центральной части города по методике Ж.Ф. Ланкло).
Цветовая палитра городской среды. В этой ситуации целесообразно решительно воздействовать на невыразительную существующую цветовую среду города использованием двух типов цветовых палитр: общей — преимущественно теплой, пастельной и точечной — достаточно яркой плотной, которые при своем контрастном взаимодействии создали бы новую визуально теплую колористическую среду города (см. прилагаемые цветовые палитры с указанием значений цветов по атласу NCS), отчасти компенсирующую северную специфику города. В этой среде могли бы читаться яркие цветовые акценты отдельных зданий и сооружений, в том числе в качестве элементов городской навигации. Существует настоятельная необходимость реконструкции фасадов и восстановления исторических цветов зданий и других объектов, которые можно было бы ввести в реестр местных памятников архитектуры.
Структура колористического поля города должна строиться на его магистрально-уличной сети, здесь необходимо опираться на труды крупнейших исследователей-градостроителей, среди которых К. Линч, А. Гутнов, А. Крашенинников и др. В частности, А. Гутнов выделяет в планировочной структуре города каркас, ткань и плазму. Каркас (объекты 1-го и 2-го порядка) — наиболее активно используемая жителями часть планировочной структуры, которая вносит наибольший вклад в формирование визуального образа города. Ткань (объекты 3-го порядка и рядовая застройка) — преимущественно застройка кварталов, находящихся между магистралями и дорогами местного значения, дворовые, парковые, спортивные и другие территории. Наконец, плазма — изменяющаяся цветовая материя, которая фиксирует дневное и вечернее, а также сезонное состояние архитектурной среды, ее постоянные изменения, связанные с новым строительством, реконструкцией, ремонтом архитектурных, дизайнерских и других материальных объектов городской среды. Поэтому наиболее активная полихромия концентрируется в каркасе и постепенно внедряется в ткань города.
Основные методические принципы формирования колористической среды центральной части г. ТюмениРезультаты предпроектного исследования позволяют сформулировать основные методические принципы, которые в своей взаимосвязи образуют концепцию развития колористики города Тюмени:
1) движение от ахроматики к колористике, использующей современную молодежную колористическую культуру и современные пластические искусства (исследовать колористический потенциал);
2) выделение главного в планировочной структуре города — каркаса и каркасных узлов, основных магистралей и улиц;
3) обеспечить подвижность колористики, ее постоянное изменение, стремление к созданию современного живого образа развивающегося города (исследовать возможности обеспечения подвижности).
Названные принципы в полной мере должны реализоваться, в первую очередь, в центральной части города с тем, чтобы определить вектор колористического развития на будущее развитие города в целом.
Аналитическая часть состоит из нескольких этапов:
- определение границ исследуемой территории;
- выявление ключевых социальных центров притяжения;
- определение значимости магистралей на исследуемой территории;
- выявление панорамных видов;
- колористическая концепция центральной части г. Тюмени;
- фотофиксация фрагментов среды центральной части города;
- Формализация цветовой палитры фрагментов среды.
Проектная часть состоит из нескольких этапов:
- проектное предложение;
- классификация объектов по степени коммуникативной значимости;
- формирование колористической гаммы объектов в соответствии с классификацией;
- концептуальное предложение улицы;
- проектное предложение по участкам улицы.
На основе результатов исследования и формируется концепция колористики центральной части Тюмени:
1 этап: Определение границ исследуемой территории (рис. 3а);
2 этап: Выявление ключевых социальных центров притяжения (рис. 3б);
3 этап: Определение значимости магистралей на исследуемой территории (рис. 3в);
4 этап: Выявление панорамных видов (рис. 3 г);